Крупнейшее IPO в истории намечается на днях в Нью-Йорке. Оно откроет инвесторам дверь на самый большой в мире рынок электронной коммерции — китайский. Первичное размещение акций проведет Alibaba, ритейлер из Китая с годовым объемом продаж $248 млрд. Это больше, чем у Amazon и eBay, вместе взятых.
Что же такого особенного в Alibaba и может ли она стать самой дорогой компанией планеты?
1. Что такое Alibaba?
Wall Street Journal как-то назвал Alibaba «смесью из Amazon, eBay и PayPal, приправленной Google». Этот гигант электронной коммерции контролирует 80% онлайн-продаж в Китае.
Компанию основал в 1999 году Джек Ма, решив сделать ее торговым мостом между Китаем и всем остальным миром. Alibaba стала удобной B2B-платформой, соединяющей мелких китайских производителей с иностранными покупателями. В дополнение к этой платформе был создан С2С-сайт Taobao.com (что-то вроде eBay), на котором можно купить и продать все что угодно. Позже был запущен еще и B2C-портал Tmall.com (что-то вроде Amazon), помогающий таким международным брендам, как Disney и Levi’s, продвигать свою продукцию среди китайского среднего класса.
В итоге масштаб бизнеса стал колоссальным. За один только «День одиноких людей», отмечаемый в Китае 11 ноября, в 2013 году Alibaba продала товаров на $5,7 млрд. Все транзакции проходят через платежную систему Alipay, разработанную из-за недоверия к сторонним системам онлайн-платежей (кстати, по этой же причине eBay приобрел и затем развил систему PayPal). Alipay, позволяющая огромному количеству людей оплачивать счета за мобильную связь и коммунальные услуги, со временем выросла до третьей по величине платежной системы Китая.
Alibaba способствует быстрому росту китайской логистической индустрии. Аналитики KPMG недавно подчеркивали: если эта компания сохранит нынешние показатели взрывного роста, то для покупки земли и строительства складов в течение ближайших 15 лет ей могут понадобиться инвестиции в размере $2,5 трлн.
2. От Ханчжоу к Нью-Йоркской бирже — крупнейшее IPO в истории?
IPO в Нью-Йорке — это уже второй выход Alibaba на биржу. В 2007 году компания уже вышла на биржу Гонконга, лоббируя в Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам право своих высших менеджеров назначать большинство членов правления (как это возможно на Нью-Йоркской фондовой бирже). Для основателя компании было принципиально важным сохранить все рычаги управления даже в условиях, когда 34,4% акций получил японский Softbank, а еще 22,6% — Yahoo.
Ма тогда смог удержать в своих руках контроль над компанией, но впоследствии это вызвало спорные ситуации. В частности, в 2010 году Ма выделил Alipay в отдельную, полностью китайскую компанию без разрешения Yahoo. Он заявил, что это было необходимо во избежание задержки получения лицензии, необходимой для ведения операторской деятельности по недавно принятым в Китае нормативным актам. Инвесторы нового IPO должны знать, что Alipay уже не входит в Alibaba. А ценность площадки во многом определяется платежной системой: например, PayPal сейчас обеспечивает 43% дохода eBay.
Но даже без Alipay, оцениваемой примерно в $20 млн, Alibaba выглядит способной провести крупнейшее IPO в истории США или даже всего мира. Такой вывод можно сделать, исходя из оценки капитализации порядка $168 млрд (см. диаграмму). По мнению Гене Мюнстера, аналитика Piper Jaffray, капитализация может достичь даже $221 млрд. В этом случае Alibaba окажется 15-й по величине компанией мира. При капитализации $168 млрд она будет на 33 месте. А если считать по уровню годового дохода, компания сейчас занимает лишь 257-е место в мире.
3. Философия и лидерство Ма — китайского мечтателя и воина
Как я писал в книге «Dream to Last», китайские CEO — это удивительные мечтатели, хотя им часто не хватает западных компетенций по части менеджмента и инноваций, чтобы создавать по-настоящему мощные компании. Джек Ма — это примечательное исключение. Он стал первым предпринимателем материкового Китая, кто удостоился обложки Forbes и попал в список 100 самых влиятельных людей Time. Он пришел к успеху благодаря сочетанию проницательности, упорства и смелости.
Его философия амбициозна: «Устанавливайте планку выше. Чем выше, тем лучше. Делайте расчет на самые удивительные вещи, и не в будущем, а прямо сейчас. Помните, что ничто не бывает слишком хорошим. Не позволяйте никаким обстоятельствам мешать вам».
Как многие китайские CEO, Ма гораздо больше внимания уделяет долгосрочной стратегии, чем доходу в следующем квартале. 9 мая, через три дня после сообщения о выходе на американскую биржу, Ма устроил в Ханчжоу, где расположен главный офис компании, массовую свадьбу своих сотрудников. В тот день поженились 102 пары, и Ма считает это символом благополучного существования Alibaba в течение 102 лет, считая со дня основания. «Из этих 102 лет у нас впереди еще 87, а потом надо будет поженить кого-нибудь еще, — сказал он. — А в ближайшие 87 лет пусть наши мысли останутся такими же, как сегодня».
В 2008 году я спросил Ма на одной конференции: неужели для компаний важнее создавать крепкие семьи, чем зарабатывать деньги? Он ответил: «Люди ответственны за свои семьи, но компания должна создавать дух коллектива с общими целями». Он старается внедрять этот дух в свою корпоративную культуру, стимулируя сотрудников приобретать доли в Alibaba. В 2011 он основал некоммерческий ипотечный фонд iHome, и к настоящему времени 4000 сотрудников компании уже получили более $150 млн ссуд.
Ма рассказывает о своих принципах социальной ответственности: «Мы не занимаемся бизнесом ради выживания. Мы стараемся улучшить мир. Общество дало мне так много! Даже слишком много… Теперь я обязан отплатить ему добром».
Скромное происхождение Ма помогло сформироваться его лидерским качествам. «Другие могут подражать моей модели управления, но они никогда не почувствовуют ни лишений, которые я перенес, ни моего стремления непрерывно двигаться вперед», — говорит он. Подобно Биллу Гейтсу, Ма сообщил, что собирается потратить несколько миллиардов долларов на финансовые, экологические, медицинские и образовательные проекты. Он является председателем китайского Комитета по охране природы.
Ма надеется, что сможет воодушевить китайское общество своими идеями. «Интернет принес революцию в торговлю, и мы в Alibaba верим, что он сделает то же самое в основанных на информации отраслях — финансах, образовании и здравоохранении. Однажды эти изменения произойдут, мы все будем соединены. Я верю, что равноправие и открытость, заложенные в основу интернета, сделают возможным рывок китайского общества к более сильной организационной и социальной инфраструктуре.
20 лет назад люди в Китае думали в основном о выживании. Сейчас они получили гораздо лучшие условия для жизни и большие мечты о будущем. Но эти мечты останутся пустыми, если мы не сможем видеть солнце».
4. Великая битва: кто станет самой дорогой компанией планеты?
Западные интернет-компании, приходившие в Китай, не раз терпели неудачи или блокировались китайским правительством. Эта судьба постигла Google, Facebook и Twitter. В результате вместо американцев на рынок вышли местные «инноваторы-подражатели». Baidu, RenRen, Sina Weibo и другие подобные компании заполнили вакуум поисковых систем и социальных сетей.
На общем фоне Alibaba отличилась тем, что смогла победить сильного соперника в конкурентной борьбе. Под руководством Маргарет Уитман eBay потерял свои 85% китайского рынка электронной коммерции после того, как Alibaba запустила сайт Taobao. Джек Ма сказал по этому поводу: «Возможно, eBay — это акула из океана. Но я — это крокодил из реки Янцзы. Если мы боремся в океане, я проигрываю. Но если мы боремся в реке, победа остается за мной».
Да, Alibaba хорошо умеет побеждать на рынке своей страны. Но пока еще нет признаков того, что она сможет «открыть сезам» рынков Запада. Это будет непросто — в частности, из-за превосходной работы Джеффа Безоса. Он стремительно развивает свой Amazon, обеспечивающий клиентам самые низкие цены, а инвесторам с Уолл-стрит — хорошие прибыли.
Профессор Гонконгской высшей школы бизнеса Тэнь Биншень напоминает: «Alibaba начиналась как мост между Китаем и остальным миром. Она была платформой, позволявшей малым и средним импортерам из других стран находить китайских экспортеров». 90% дохода Alibaba получает в Китае, и для потенциальных инвесторов IPO сейчас выглядит не глобальным, а локальным игроком.
На вопрос о том, сможет ли Alibaba повторить свой успех в международном масштабе, Биншень ответил так: «Возможно. Но это будет нескоро. В ближайшее время Alibaba, скорее всего, сосредоточится на своей основной роли моста между Востоком и Западом и на своей платформе электронной коммерции в Китае».
Тем временем Apple, самая дорогая компания мира, тоже успешно работает в Китае. В 2013 году доход Apple только в этой стране составил $37,9 млрд — в 4,5 раза больше, чем весь доход Alibaba.
В настоящее время Alibaba делает основную ставку на китайский рынок и имеет перспективу — но далеко не очевидную — со временем стать самой дорогой компанией мира. Впрочем, не только иностранцы, но и местные игроки еще могут отнять у нее такую возможность. Речь идет прежде всего о Tencent — сильной телекоммуникационной компании с капитализацией около $166 млрд, то есть примерно такой же, как у Alibaba.
Основатель Tencent Пони Ма однажды сказал знаменитые слова: «Копировать — это не зло». По этому поводу Джек Ма ответил: «Проблема Tencent в том, что у них нет ничего нового. Все свои идеи они у кого-то копируют».
Впрочем, у WeChat — мобильного мессенджера Tencent — есть уже более 100 миллионов пользователей по всему миру. Этот сервис стал одним из самых ярких примеров стремительного инновационного развития, распространяющегося, скорее, из Китая на Запад, а не наоборот. Имея миллиард пользователей, Tencent готов поспорить с Facebook, у которого их 1,2 млрд. Поэтому Джек Ма должен очень внимательно следить за Tencent.
Когда-то, сидя в кафе в Сан-Франциско, Джек Ма спросил у официантки, знает ли она, кто такой Алибаба. Она ответила утвердительно, и Ма решил, что это название отлично подойдет его будущей компании. «Электронная коммерция глобальна, поэтому мне нужно было слово, узнаваемое во всем мире», — рассказывал он потом.
Сейчас, в битве за роль крупнейшей компании мира, Alibaba вошла в число наиболее вероятных победителей — наряду с Tencent, Amazon, Google и, может быть, eBay.
В итоге победителем окажется тот, кто сможет стать полноценным глобальным игроком и на Западе, и в Китае, и на развивающихся рынках, поддерживая удобный мост между Китаем и Западом. Для этой компании будет жизненно важным, чтобы ее высшее руководство обеспечивало инновационное развитие и безупречное качество управления, а также поддерживало целостность бизнеса и связь со всеми заинтересованными сторонами.
Alibaba имеет большие шансы превзойти Apple в качестве главной компании мира, если сможет и дальше правильно реагировать на главные вызовы времени. На пути к IPO Alibaba активно скупала небольшие западные компании, стремясь укрепить свое глобальное присутствие. Теперь, на зрелой стадии развития, пришло время обеспечить прочное внедрение в структуру бизнеса той стратегии непрерывных инноваций, которая формируется в Ханчжоу высшим руководством Alibaba.
Я готов поспорить, что Джек Ма с такой же энергией, как в свое время Стив Джобс, готов до конца бороться за то, чтобы его компания добилась поставленных целей.