В 2013 году в России 9,1% граждан были заняты собственным делом, еще как минимум 14,5% вели теневой бизнес, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) — совместного проекта Babson College (США) и London Business School (Великобритания) при участии ВМШ СПбГУ, EY и Центра предпринимательства.
В том числе начинающими себя назвали 5,8% респондентов (непосредственно в прошлом году свое дело открыли 3%) — это рекордно высокий показатель с 2006 года (рост год к году на четверть).
В 2012 году в стране было 6,3% бизнесменов, то есть количество предпринимателей в России растет, отмечается в статье.
При этом большинство россиян по-прежнему опасается начинать собственное дело — лишь 2,6% граждан хотели бы стать предпринимателями (в 2012 году таких было 2,2%). Потенциальных бизнесменов отпугивают страх неудачи, а также снижение возможностей для старта бизнеса (их респонденты оценили на уровне кризисного 2009 года).
Стоит отметить, что доля устоявшихся предпринимателей в России действительно крайне низкая — к ним себя причисляют 3,4% респондентов. Кроме того, в 2013 году вдвое вырос процент выбывших из бизнеса — до 1,6%.
Основными помехами для бизнеса считаются «политика государства», состояние институтов и экономики, а также высокие барьеры входа на рынок (в этом году на это пожаловалась пятая часть опрошенных). Еще четверти респондентов не хватает финансовой поддержки. Что касается причин закрытия бизнеса, то 40% ссылаются на его нерентабельность.
Интересно, что лишь 28% россиян считают, что обладают необходимыми для открытия дела знаниями и опытом.
Для сравнения: в США таковых 56%, в странах БРИКС — 47% (всего исследование проводилось в 70 странах).Рост числа бизнесменов можно объяснить тем, что низкие темпы экономического развития подталкивают людей к пусть и рискованному, но поиску дополнительных источников доходов, считают эксперты. Действительно — как показал опрос, более трети опрошенных владельцев собственного дела считают себя «вынужденными предпринимателями», то есть других возможностей заработка не имеют.
Больше всего самозанятых в секторе потребительских услуг (58%), а также в строительстве и переработке (31%). Бизнесу оказывают услуги всего 6%. При этом абсолютное большинство опрошенных не готово использовать новые технологии в работе: к ним прибегают лишь 5,8% устоявшихся бизнесменов, тогда как в среднем по БРИКС — 17,3%.