В ноябре 2014 года в Москве было 2824 ресторана, в январе 2015-го — уже 2778. За пару месяцев в столице закрылось более 40 заведений общепита, пишет РБК со ссылкой на данные справочной компании 2ГИС.
В декабре президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прогнозировал, что после новогодних каникул в Москве могут закрыться десятки ресторанов.
Среди причин — снижение платежеспособности населения, запрет на курение в ресторанах и платные парковки в центре. Прогноз оказался верным.Раньше число ресторанов увеличивалось от месяца к месяцу, отмечают специалисты 2ГИС, которые, чтобы поддерживать свои карты и справочные сервисы в актуальном состоянии, регулярно обзванивают различные заведения, чтоб убедиться, что они всё еще функционируют.
Закрываются и люксовые рестораны, и скромные пабы, под ударом все форматы — пиццерии и суши-бары, восточные рестораны и кафе русской кухни. В конце 2014 года закрылся ресторан православной кухни «Воскресение» — он проработал около года. «В последнее время посещаемость в ресторане сильно упала. Думаю, что он перестал приносить доход», — прокомментировал бывший бренд-шеф ресторана Максим Сырников.
«Я регулярно бываю в нескольких торговых центрах и заметил, что в одном из них закрылись два ресторана на фуд-корте, в другом — еще два, одно в третьем и одно в четвертом», — отметил директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков. «Кафе сейчас работают почти с нулевой прибылью, рестораторы жалуются на снижение среднего чека», — добавил он.
По мнению Петракова, это лишь начало — настоящие проблемы начнутся весной, когда пойдут массовые увольнения в компаниях: «Тогда клиентов у ресторанов станет значительно меньше, и число ресторанов в Москве может сократиться на 20 – 25%».
Впрочем, часть заведений может открыться с новой концепцией. В январе было принято решение о закрытии ресторана Simon Says — на его месте появится детский ресторан «АндерСон» в формате «для тинейджеров», сообщила совладелица сети «АндерСон» Анастасия Татулова. «Simon изначально был для нас непрофильным бизнесом, потому что наша сеть рассчитана на детскую аудиторию, а Simon Says — ресторан для взрослых», — объяснила она. По ее словам, стоимость ребрендинга составит всего в 1 – 1,5 млн рублей.
Ресторан премиум-класса «Рыбка» объявил ребрендинг в связи с тем, что на рыбу и морепродукты были наложены санкции. Кроме того, на работе заведения заметно сказывались скачки валютных курсов. Да и средний чек в ресторане составлял около 2500 рублей, а найти свою аудиторию заведениям такого класса сейчас непросто. «Мы решили сделать данный ресторан более демократичным — от меню до интерьера», — рассказал президент ресторанного холдинга BulldozerGroup Александр Орлов. Ребрендинг «Рыбки» может обойтись в 20 – 35 млн рублей.
Согласно исследованию Sberbank CIB, посвященному потребительским настроениям среднего класса в России, один из главных трендов на данный момент — чувствительность к цене и пессимистичный настрой. В IV квартале 2014 года доля представителей среднего класса, которые стали экономить на еде, выросла до 60%.
По декабрьским данным «Левада-центра», 79% населения России считают, что страна вступила в экономический кризис, из-за этого 37% опрошенных решили экономить на еде, 22% — сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них.
Россияне экономили на развлечениях даже в новогодний период — время, когда кафе и рестораны традиционно зарабатывают в несколько раз больше обычной месячной выручки. По результатам январского опроса Synovate Comcon, только каждый третий ходил в кафе или ресторан — это на 14% ниже показателя 2014 года. Гражданам не до ресторанов: 55% участников исследования признались, что им пришлось сократить расходы даже на продукты для домашнего новогоднего стола.