Сегодня Министерство транспорта РФ, Госкомитет Китая по развитию и реформе, ОАО РЖД и China Railway в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подпишут меморандум о сотрудничестве в рамках строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань.
Как стало известно «Коммерсанту», чтобы добиться подписания этого документа, России пришлось пойти на уступки и согласиться с тем, что в процессе строительства магистрали стоимостью 1,07 трлн рублей будут использоваться китайские технологии и оборудование.
При этом, по информации издания, России, видимо, удастся увеличить объем китайских инвестиций и кредитов. Помимо предполагавшихся 302 млрд рублей, может быть выделено еще 52 млрд рублей, но КНР требует предоставления под них госгарантий.
Документ содержит пока лишь базовые параметры сотрудничества — ключевые суммы инвестиций и основные обязательства сторон, конкретные детали придется согласовать и включить в концессионное соглашение до конца года.
Строительство первой в России высокоскоростной магистрали обсуждается давно. В 2012 году правительство сочло нецелесообразным направление Москва — Санкт–Петербург, и ОАО «РЖД» переключилось на маршрут Москва — Казань. Новую дорогу планировалось запустить к Чемпионату мира по футболу в России, но потом график ввода сместился на конец 2020 года.
Из-за огромной стоимости строительства магистраль рассчитывали создать в четыре этапа: первый участок Москва — Владимир построит ОАО РЖД (384,1 млрд рублей), еще три, стоимостью 684,4 млрд рублей (от Владимира до Нижнего Новгорода, оттуда — в Чебоксары, и из столицы Чувашии — в Казань), будут созданы на деньги концессионеров. Финансирование проекта российским государством встало под вопрос из-за замедления развития экономики РФ.
Весь 2014 год ОАО «РЖД» пыталось найти инвесторов для высокоскоростной магистрали среди иностранных компаний, преимущественно в Китае. Конкретные договоренности …