Капитализация российских телекоммуникационных и медийных компаний за последние 14 лет выросла более чем в 38 раз, но с начала 2014 года упала на 26% — до $83,5 млрд, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на отчет Deloitte.
В 1999 году было девять торгуемых компаний — «Ростелеком», «Вымпелком» и семь межрегиональных компаний связи.
Сейчас торгуется то же количество компаний, но их состав поменялся: межрегиональные компании присоединены к «Ростелекому», на рынок вышли МТС, АФК «Система», «СТС Медиа», РБК, Mail.Ru Group, «Яндекс» и «МегаФон».В 1999 году капитализация публичных российских телекоммуникационных и медийных компаний составляла $3,05 млрд, а по итогам 2013 года она достигла $113,47 млрд. Если 14 лет назад крупнейший вклад в капитализацию вносил «Ростелеком» (43%), то в прошлом году — МТС (20%), Vimpelcom (владеет российским «Вымпелкомом»; 20%) и «МегаФон» (18%).
Однако в августе 2014 года капитализация снизилась до $83,5 млрд — это ниже показателя не только 2013 года (на 26%), но и 2012-го (на 4%). Снижение обусловлено ростом курса доллара, ухудшением макроэкономических ожиданий и увеличением политических рисков, ограничением возможности привлечения финансирования, считают эксперты. Кроме того, у каждой компании были собственные факторы, влияющие на капитализацию. Так, Vimpelcom в начале года объявил о сокращении дивидендов более чем в 20 раз, что привело к падению котировок компании на NASDAQ более чем на 15%.
Снижение темпов роста телекоммуникационных компаний также можно связать с насыщением рынков, отмечает iBusiness.
Так, по некоторым оценкам, нынешний уровень проникновения сотовой связи в России составляет 185%. Компании продают больше услуг — но конкуренция высока, и больший объем услуг предоставляется уже за прежние деньги.В то же время ожидать сильного упадка в отрасли не стоит, считают в Deloitte. Сегмент b2c стабилен, сотовая связь стоит недорого, потребители к ней привыкли и не откажутся от услуги. Не перестанут пользоваться и интернетом — даже в случае потери работы. Но затягивание кризиса может негативно отразиться на сегменте b2b: компании могут начать сокращать бюджеты на телекоммуникационные услуги, при наихудшем сценарии может сократиться и количество заказчиков.