Начиная с 2012 года нераскрытая ценность нематериальных активов (бренды, интеллектуальная собственность, человеческий капитал) возросла на 50% и составила 26,5 трлн. долларов. Такие цифры были представлены в ежегодном обзоре стоимости мировых нематериальных активов «GIFT 2015», опубликованном консалтинговой компанией в сфере оценки брендов Brand Finance в партнерстве с международной ассоциацией специалистов в области управленческого учета CIMA в апреле 2015 года.
Для исследования были собраны данные 58 832 компаний, представленных в более чем 120 странах. Общая стоимость всех включенных в исследование компаний на конец 2014 года составляла $71 трлн.
Недооценка так называемой «экономики знаний», основанной на нематериальных активах, таких как репутация и бренд, в наибольшей степени свойственна западным рынкам. По общемировой статистике, в среднем более трети ценности компании — это нераскрытая ценность, не находящая отражения в финансовых отчетах компаний. В таких отраслях, как фармацевтика и реклама, этот показатель может доходить до 70%. Неспособность произвести объективный учет ценности человеческого капитала и брендов приводит к тому, что экономики, в которых преобладают отрасли сферы услуг, оказываются серьезно недооценены.
К сожалению, принцип первоначальной стоимости (основной принцип учета, в соответствии с которым сделки бизнеса отражаются в бухгалтерской документации в соответствии с их стоимостью на момент первоначальной сделки, а не по их текущей оценке) сегодня не позволяет отражать рыночную стоимость большинства нематериальных активов. Принцип первоначальной стоимости был сформирован во времена, когда в мировой экономике преобладали материальные активы, и он помогал избежать манипуляций с бухгалтерией и искажений в отчетности по активам.
Дэвид Хэйг, генеральный директор Brand Finance, комментирует сложившуюся ситуацию: «Проблема неадекватной отчетности о ценности нематериальных активов встала остро в …