На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

iBusiness.ru

4 201 подписчик

Что стоит за самоубийством Microsoft Internet Explorer

Корпорация Microsoft продолжает пилить сук, на котором сидит. Это нерациональное занятие продолжается уже давно, с момента ухода Гейтса; и вот теперь, в 2015 году, маркетологи Microsoft совершают очередную ошибку, обращая внимание всего мира на предстоящее закрытие проекта «Internet Explorer». Вместо него делают какой-то другой браузер.

Скорее всего, к середине года ему придумают название и предъявят миру.

Я с уважением отношусь к Microsoft, так как большую часть жизни зарабатывал благодаря компьютерам. Эти ценнейшие рабочие инструменты были бы гораздо примитивнее без ОС, создававшихся под руководством Гейтса. Не будь Windows, современный компьютер, думаю, представлял бы собой нечто вроде убогого яблокофона, не имея и сотой доли той функциональности, которая нужна миллиардам рабочих мест современной экономики. Поэтому мне жаль, что сейчас MS добровольно отдает конкурентам куски рынка — один за другим. Это может кончиться тем, что MS через несколько лет потеряет лидирующее положение на рынке, а рабочие места, соответственно, останутся без необходимых инструментов.

Бизнесу очень нужны стабильные, как золото, стандарты в ИТ-сфере. Лидерство на корпоративном рынке ИТ удерживает тот, кто сумел заслужить репутацию надежного хранителя стандартов, на которые можно положиться. Внезапные маркетинговые прыжки от одной идеи к другой не способствуют доверию тех, кто платит за стабильность.

Я могу себе позволить судить о качестве продуктов MS. Во-первых, я их давний клиент: за всю жизнь я купил для себя 22 лицензии на десктопные версии Windows, не считая других продуктов.

Во-вторых, я системный администратор, двадцать пять лет изучавший продукты MS вдоль и поперек. И вот сейчас, по итогам прошедших десятилетий, влияние MS на мировом рынке в разные годы представляется мне пропорциональным количеству коробок с Windows, которые у меня есть:

Интересная закономерность, не так ли?

Благословенные 2000 – 2003 годы — это время полного, абсолютного, безусловного доминирования MS в масштабе всей планеты. Трудно понять, как можно было упустить такую возможность и скатиться до нынешнего состояния. Подчеркну: оно по-прежнему лидирующее, но вокруг лидера уже толпятся конкуренты, располагающие достаточными деньгами, чтобы оттеснить его буквально за полгода. Как только он совершит серьезную ошибку.

Ошибка, которую совершает компания с IE, не очень серьезная, не фатальная (как в свое время ActiveX), но все же опасная для репутации. Вот простая аналогия. Компьютеры сейчас настолько ассоциируются у людей с интернетом, что объявить о закрытии проекта «Internet Explorer» — это почти то же самое, что объявить о закрытии проекта «Windows». Сравните с гипотетическим заявлением: «Мы прекращаем выпускать Windows, эта версия будет последней, зато мы уже работаем над новой ОС, которая будет гораздо лучше». Худшего маркетингового хода не придумать.

Судя по последней презентации будущего браузера MS, корпорация окончательно решила позиционировать свои продукты как массовые, всенародные, универсальные, пригодные для каждого человека на земле. Журналистам представили по сути третьестепенные функции браузера вроде графического комментирования интернет-страниц. Похоже, что MS добровольно переходит на «смартфонно-планшетное» поле игры своих конкурентов. Но это означает неминуемое отвлечение ресурсов от главного направления — профессионального. У MS есть огромное преимущество в профессиональном, ориентированном на бизнес программном обеспечении. На этом поле конкуренты не смогли бы победить MS, поэтому они каким-то образом выманили Наделлу на свое поле, где они сильнее.

Суть бизнеса MS, как я ее вижу, десятилетиями заключалась в формировании и закреплении за собой стандартов, необходимых для производства и профессионального применения компьютеров. Например, очень важная часть этой деятельности — это договорные отношения со множеством производителей «железа», колоссальная работа по обеспечению совместимости своих продуктов с большей частью «железа» в мире. Гейтс всегда хорошо понимал, что бизнес более требователен, чем «домашние пользователи», но он и платит больше. А главное — для «домашних пользователей» компьютеры необязательны, а для бизнеса они жизненно необходимы. Поэтому, закрепив за собой ключевые стандарты, MS на их основе штамповал на всю планету профессиональные продукты для бизнеса. А популярность среди «домашних пользователей» была лишь естественным следствием монополии в профессиональной среде.

Такой подход я называю «инженерным»: производитель делает уникальный продукт, без которого не может обойтись бизнес, и добивается монополии на него, при этом мнение широкой публики практически не учитывается. Ее просто ставят перед фактом: вот вам продукт, вот инструкция к нему, пользуйтесь; вы должны делать так-то и так-то. Производитель диктует всем свои стандарты, потому что он опытный инженер и прислушиваться к мнению обывателей, не разбирающихся в компьютерах, было бы глупо. При необходимости на профессиональный продукт навешиваются всевозможные украшения и получается дополнительная бытовая версия, которая максимизирует продажи.

Чем больше изменений вносится в продукт в соответствии с требованиями широких народных масс, тем труднее сохранять в нем качества, обязательные для его профессионального применения.

А если производитель высокотехнологичного продукта решит ориентироваться на привычки, вкусы и сиюминутные запросы широкой публики? Тогда дело плохо. Тактически это выгодно, потому что приносит огромные деньги за счет многомиллиардной клиентской базы. Но стратегически это плохо, так как высокотехнологичный продукт фактически начинают делать по указаниям «чайников». Чем больше изменений вносится в продукт в соответствии с требованиями широких народных масс, тем труднее сохранять в нем качества, обязательные для его профессионального применения. Чем меньше в продукте остается таких качеств, тем труднее производителю формировать и сохранять за собой стандарты, сохраняющие его монополию на корпоративном рынке. В итоге профессионалы во всем мире начинают срочно искать альтернативы — даже если производитель всего 10 лет назад казался безальтернативным и бесконечно могущественным.

Мне кажется, что те изменения, которые MS в последнее время вносит в свои продукты (и в их позиционирование), вызваны стремлением подстраиваться под требования покупателей, воспитанных конкурентами MS. И именно этим вызвана странная идея отказаться от Internet Explorer в пользу какого-то другого браузера. Анонс отказа от существующего, действующего и успешно воздействующего на корпоративные продажи продукта в пользу несуществующего — это верный признак того, что под руководством Наделлы MS может превратиться из монополиста в рядового игрока.

В течение 2015 года у MS еще есть возможность передумать и сосредоточиться на корпоративном рынке. При правильных действиях (как технологических, так и маркетинговых) эта корпорация сможет надолго сохранить за собой те ключевые стандарты, которые позволили ей заработать первые миллиарды. Но пока, боюсь, MS настроен на другие действия — те, которые приносят наибольшую прибыль в среднесрочной перспективе. Тем временем миллионы системных администраторов, десятилетиями сохранявших верность MS, чертыхаясь, тратят свое время на изучение *nix-подобных систем, все меньше рассчитывая на Windows как на незыблемый стандарт. Если корпорация решила отказаться от IE, то где гарантия, что через несколько лет она точно так же не откажется от Windows?

Решения о выборе «железа» и «софта» в корпоративной среде принимают самые опытные системные администраторы, возглавляющие ИТ-отделы (CIO). Именно они являются главными клиентами MS по всему миру. И именно на их требования должны быть направлены изменения в продуктах. Может быть, лучше было бы спросить системных администраторов, какие именно функции им особенно нужны в браузерах? Неужели именно графическое комментирование страниц? В бытовом сегменте у MS мало шансов подняться наверх, если будут сдаваться позиции в главном направлении бизнеса корпорации.

 

Ссылка на первоисточник
наверх