После феноменального взлета продаж в декабре 2014 года в начале нового года ситуация резко изменилась: на каникулах россияне тратили деньги с гораздо меньшим энтузиазмом, чем раньше, пишет РБК.
По данным «М.Видео», в IV квартале 2014 года выручка увеличилась в сравнении с октябрем-декабрем 2013-го на 52% — до 83 млрд рублей.
При этом кварталом ранее ритейлер заявлял о стагнации продаж. Продажи за декабрь выросли год к году на 73% — до 43 млрд рублей.В компании объясняют такой рост «аномально высоким спросом на бытовую электронику, обусловленным изменением валютного курса». Благодаря потребительскому ажиотажу последних месяцев, выручка «М.Видео» по итогам всего 2014 года увеличилась на 19% — до 208 млрд рублей, сопоставимые продажи выросли на 12%. Однако сразу после Нового года россияне перестали «транжирить»: продажи резко упали.
Это подтвердил и гендиректор компании «Техносила» Илья Тимченко: по его словам, в декабре продажи были «ненормальными». В сравнении с концом 2013 года рост продаж составил 42%, по отдельным товарным категориям рост был двукратный. Это позволило компенсировать отрицательные результаты первого полугодия (в целом по 2014 году выручка «Техносилы» выросла на 4% — до 27,5 млрд рублей), зато уже в первые две недели 2015 года падение продаж составило более 15%.
Продажи электроники сделали большой вклад и в декабрьскую выручку интернет-ретейлера Ozon. Дорогие телевизоры, акустические системы и смартфоны обеспечили невиданный даже для декабря рост продаж, рассказал заместитель гендиректора Ozon Дэнни Перекальски: в последнем месяце, по его словам, было три пиковых дня – 16, 17 и 18 декабря, когда ежедневно реализация увеличивалась к предыдущему дню более чем на 100% – как по количеству заказов, так и по обороту.
В «Юлмарте» абсолютный рекорд по суточной выручке был установлен 17 декабря — на следующий день после так называемого «черного вторника», когда рубль резко рухнул: паникующие клиенты совершили покупки на общую сумму свыше 400 млн рублей.
Одежные и обувные рbтейлеры рассказывают, что декабрь им не помог: начавшееся осенью падение выручки продолжилось зимой. «Потребитель перестал интересоваться одеждой. Осень, зима, предновогодние продажи, новогодние — всё было в минусах относительно прошлого года», - заявил гендиректор российской одежной сети Today (раньше — «Вещь!») Александр Трындин. По его словам, с середины лета выручка сети упала примерно на 30 – 35%. При этом средний чек остался тем же, но посетителей стало меньше: из 100 человек 30 – 35 перестали ходить по магазинам.
В сети магазинов женского белья «Милабель» (ранее — «Милавица») декабрь стал самым неудачным месяцем: если по году рост выручки составил 5%, то в декабре она снизилась на 6%. В период новогодних праздников выручка «Милабели» осталась на уровне прошлого года, однако это произошло за счет роста цены, отметил гендиректор компании Алексей Прагер. «Почти вся наша продукция — импортная, поэтому в декабре мы были вынуждены поднять цены в среднем на 7,7%. Скоро начнем получать новые коллекции, и цена на них вырастет примерно на 20%», — добавил он.
В сети магазинов обуви «Эконика» в декабре продажи по России снизились на 5%, в праздники — и вовсе на 13%. Представитель еще одного обувного ритейлера эконом-класса сообщил о падении выручки в новогодние каникулы на 15 – 20% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.
Россияне ищут товары со значительной скидкой, заявил изданию гендиректор интернет-магазина KupiVIP.ru, предлагающего одежду, обувь и аксессуары со скидками 70 – 85%, Владимир Холязников. По его словам, процент реактивации клиентов, совершавших покупки на сайте в 2013 году, увеличился более чем на 50%. То есть люди, совершавшие покупки в прошлом, на время перестали пользоваться площадкой, а затем снова вернулись.
В торговых центрах посетителей меньше не стало: так, в ТРЦ «Афимолл Сити» РБК сообщили об увеличении покупательского трафика в декабре на 15% (по сравнению с декабрем 2013 года), в новогодние праздники — на 20%. Между тем в магазинах, торгующих одеждой и обувью, снижение трафика заметили. Возможно, дело в том, что люди стали ходить за покупками более целенаправленно, прокомментировал вице-президент и совладелец «Эконики» Сергей Саркисов. «Те, у кого нет денег, по торговым центрам вообще не ходят. Людей стало меньше, но целевых покупок — больше», — пояснил он.
Пути преодоления сложной ситуации в каждой компании — свои. В Today намерены перейти на новую систему оплату труда, при которой сотрудник компании будет получать деньги за результат своей работы. Кроме того, ритейлер планирует искать компромиссы с арендодателями — по вопросу снижения арендных ставок. «Милабель» не прекратит открывать новые точки, однако закроет все нерентабельные магазины. «Техносила» продолжит фокусироваться на онлайн-продажах и оптимизации портфеля магазинов — компания уйдет из нескольких регионов.