Индустриальный (промышленный) парк – это площадка, на которой размещены несколько независимых предприятий-резидентов. Они совместно пользуются инфраструктурой парка и услугами, предоставляемыми его управляющей компанией. Сейчас в России на разных стадиях – от проектирования и строительства до действующих площадок – выделено около ста индустриальных парков.
За 2013 год в них разместились порядка 200 предприятий. В прошлом году в парках было создано 56 тысяч рабочих мест, с начала текущего года добавилось еще 14 тысяч.Об условиях успеха индустриальных парков
«Если опираться на имеющиеся истории успеха, то можно сделать вывод о том, что, бесспорно, значительную роль играет поддержка региона, особенно если речь идет о государственных парках: если на уровне региональной власти нет понимания, зачем он нужен территории, то его проект, как правило, так и остается на бумаге.
Многое также зависит от того, насколько качественно проработан сам проект: он должен быть хорошо просчитан, у инициаторов создания парка должно быть четкое понимание, каким образом и за счет чего они будут привлекать в него резидентов, желательно их подыскать уже на предпроектных стадиях. И, действительно, шансы на успех повышаются, если это будет якорный инвестор – крупная компания, которой интересен данный регион и вокруг которой затем будут строиться другие предприятия.
Например, для индустриального парка «Уфимский», созданного корпорацией развития Республики Башкортостан, таким якорным инвестором стала чешская компания «Кроношпан» – производитель древесно-стружечных плит и других материалов на основе переработки дерева.
Чехи там уже достраивают свое производство, которое занимает примерно две трети территории парка. Остальная территория – примерно сто гектаров – выделена под развитие, под размещение других компаний. И в данном случае задача парка – подготовить необходимую инфраструктуру в расчете на их приход. <…> В любом случае мы говорим о том, что намного выгоднее сразу же подвести коммуникации на всю территорию индустриального парка, чем сделать это частями, по мере его заполнения резидентами».О типичных ошибках при создании и развитии парков
«Наиболее принципиальные ошибки связаны с предпроектной стадией, с планированием самого парка. Например, зачастую неправильно выбирается его местоположение. Плохо прорабатываются вопросы, связанные со статусом земель, где запланировано строительство, а также с качеством самой площадки – на ней могут быть существенные неровности ландшафта, неподходящий для стройки грунт, например, плавуны, заболоченные участки и т.д. Соответственно, стоимость строительства там заметно возрастает.
Один из показательных примеров – те трудности, с которыми пришлось столкнуться создателям индустриального парка, который сейчас строится в Красноярском крае на территории ЗАТО «Железногорск». Во-первых, сам статус ЗАТО – уже проблема для привлечения сторонних инвесторов, во-вторых, на выбранной площадке пришлось вынимать грунт с глубины до 9 метров, выравнивать ее. Бывает также, что проблема упирается в экономико-географическое положение площадки, совершенно непривлекательное для будущих резидентов. Это в том числе дефицит трудовых ресурсов, специализированных ресурсов. А первопричина здесь в том, что на начальном этапе слабо прорабатывается резидентная политика на перспективу, создатели парка плохо представляют себе, кто придет на их площадку. В итоге уже на стадии реализации проекта нередко выясняется, что на созданных производствах некому работать».
О планировании развития парков
«Стадия строительства парка занимает минимум примерно три года. А реализация проекта, то есть выход на окупаемость, составляет от семи до десяти лет. Из этих сроков, как правило, и исходят разработчики концепции предпроектной документации парков. Соответственно, речь идет о среднесрочном прогнозировании, которое, в принципе, не может быть очень точным. В любом случае, с учетом текущей ситуации и скоротечных изменений, происходящих в мировой экономике, очень сложно все четко спрогнозировать в плане финансово-экономических результатов деятельности.
В то же время, конечно же, можно уберечься от ряда серьезных ошибок, если тщательно проработать проект. То есть учесть наличие и качество трудовых ресурсов, уровень транспортной доступности площадки. То есть желательно, чтобы не пришлось в последний момент спешно (и за очень большие деньги!) подводить к площадке многокилометровую трассу и чтобы где-то рядом с парком обязательно был источник энергии – подстанция и т.д. Понятно, что есть существенная разница, реализовывать ли проект на энергодефицитной территории, либо же там, где доступных энергомощностей вполне достаточно.
Здесь надо оговориться, что все это справедливо для гринфилдов.* С браунфилдами** ситуация сложнее прежде всего с точки зрения расчета затрат, поскольку они во многом зависят от изначального состояния объекта, а если говорить точнее, – от степени изношенности основных фондов и инженерной инфраструктуры, которая иной раз приближается к ста процентам. И, конечно, от размеров площадки».
* Индустриальный парк типа «гринфилд» (greenfield) создается на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой.
** Индустриальный парк типа браунфилд (brownfield) создается на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция и (или) капитальный ремонт, в соответствии со специализацией индустриального парка и потребностями его резидентов.