В Казахстане обсуждают запрет или ограничение на поставки из России яиц, мяса птицы, муки, соков, макаронных и кондитерских изделий, автомобилей и аккумуляторов для них, кабельно-проводниковой продукции, стеклотары, металла и нефтепродуктов. Из-за падения рубля (по отношению к тенге — на 47%) они стали слишком дешевыми, и казахские производители теперь не могут конкурировать по ценам с российскими.
Так, средняя цена импортируемого в Казахстан российского куриного мяса снизилась с 760 тенге до 380 тенге за 1 кг. При этом только себестоимость казахской курятины составляет 400 тенге. Цена на муку первого сорта казахских производителей достигает 95 тенге за 1 кг, тогда как 1 кг российской стоит 65 тенге. Астана видит в сложившейся ситуации угрозу внутреннему рынку.
Сегодня должны состояться консультации по решению проблем во взаимной торговле между Казахстаном и Россией, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в Минсельхозе, Евразийской экономической комиссии и на рынке пищевой продукции.
По словам источника издания в Минсельхозе, переговоры идут уже неделю и «достаточных обоснований для введения ограничений не представлено». Статистика Таможенного союза не подтверждает резкий рост импорта российской продукции в Казахстан, однако она не учитывает мелкооптовых партий и объемов, ввозимых физлицами. Сейчас эксперты двух стран уточняют объемы и ценовые параметры импорта.
По данным «Коммерсанта», в последнее время стали расти поставки нефтепродуктов из России в Казахстан. Пошлинами и акцизами они не облагаются, а из-за девальвации рубля стоимость российской продукции примерно на 30% меньше, чем казахской.
Увеличивают отгрузки Уфимский НПЗ «Башнефти», Орский НПЗ «Русснефти» и «Газпром нефтехим Салават», сообщил изданию один из участников рынка.По его словам, Казахстан хочет ввести ограничение на импорт российских нефтепродуктов на полгода. «Но насколько это реально — вопрос, восполнить дефицит собственными мощностями Казахстан вряд ли сможет», — отметил собеседник газеты.
Поток дешевых автомобилей хлынул в Казахстан еще в декабре. Резко возросший импорт угрожает сборочным проектам в Казахстане — на мощностях «Азия Авто» в Усть-Каменогорске выпускаются Skoda, Chevrolet, Kia и Lada 4×4, на СарыаркаАвтоПром производят SsangYong и Iveco, а также внедорожник Toyota Fortuner. В данном случае речь идет об ограничении в первую очередь серых продаж, а не официальных поставок заводов, которые могут влиять на конечные цены, но механизм пока не понятен.
Казахстан не впервые пытается ограничить импорт из России. В ноябре Астана вводила запрет на поставки российской водки, пива и пивных напитков, мотивируя это их несоответствием новым требованиям по маркировке импортных товаров. Но действие ограничений продлилось всего несколько дней: после консультаций российским импортерам дали возможность до 1 января устранить нарушения.