Сложные экономические условия заставляют бизнес искать способы снижения издержек. Один из вариантов — сэкономить на сотрудниках. При этом не обязательно прибегать к сокращениям — можно урезать бонусы, уменьшить соцпакет, ограничить или вообще убрать корпоративные мероприятия. Но чрезмерная экономия может выйти боком — устав от вечных ограничений и рутины, сотрудники снизят продуктивность или вообще пойдут искать более лояльного работодателя.
Рассмотрим, как можно привлечь и удержать сотрудников и какие способы мотивации подойдут в кризис.Деньги: подушка для всех
Материальная составляющая — неизменный атрибут любой работы. Каким бы ни был сам процесс, вознаграждение является отличным стимулом завершить его вовремя и хорошо. Ежемесячные, квартальные премии, 13-я зарплата, бонусы — далеко не полный перечень возможных вариантов. При этом зачастую это не прямая денежная выплата, а некоторые «виртуальные деньги», которые сотрудник может сам потратить на то, что ему ближе всего.
Например, в компании «Финансовое агентство» каждый сотрудник, который отработал более 1 года, может выбрать из следующих позиций: ДМС, компенсация отдыха, оплата обучения иностранным языкам, тренажерного зала, мобильной связи, полисов КАСКО и ОСАГО или компенсация расходов на ЖКХ.
«Мы решили, что не будем определять, что именно важно и ценно каждому из наших «ветеранов». Нам было принципиально дать выбор из тех вещей, которые буднично смогут радовать и развивать человека, который движется с нами в бизнесе», — рассказал Иван Шаров, генеральный директор брокерской компании «Финансовое агентство».
Система внутренних «виртуальных» денег работает в компании Radario.
«В нашей компании существует система мотивации на базе внутрикорпоративной валюты, не имеющей прямых конвертационных свойств в рубли. Ежемесячно мы начисляем каждому сотруднику «радарики» и публикуем во внутрикорпоративном блоге список отличившихся», — пояснила Семенова Дария, PR-директор платформы Radario. Потратить валюту, по словам Семеновой, можно, например, на фитнес (годовой абонемент) или на другие спортивные занятия, на обучение (курсы, мастер-классы), бизнес-книги, сертификаты (например, в спа).
Знания: накопительный вклад
Только деньгами сыт не будешь. Большое значение для людей, особенно молодежи, имеет возможность дополнительного обучения — как более глубокое погружение в специальность, так и получение новых навыков и знаний. Это очень хороший мотиватор, который используют многие серьезные компании.
«Мы инвестируем в наших сотрудников — даем им возможность получить новые знания, повысить свою квалификацию и таким образом показываем их значимость и ценность для компании», — рассказала Ирина Григорьян, HR-директор MAYKOR.
«Особенно хорошо, если в компании есть свой корпоративный тренер или возможность приглашать известных на рынке специалистов. Если компания дает сотрудникам возможность развиваться и улучшать свои профессиональные навыки, они намного больше будут ценить работу в ней», — пояснил Роман Клевцов, генеральный директор холдинга интернет-маркетинга Element Group.
Незатратный способ постоянного развития нашла компания Comunica. В компании его называют «чемодан знаний».
«Мы считаем, что самые полезные знания и навыки сотрудник может получить от практиков — людей, ежедневно решающих миллион задач в интересующей нас области. Кроме того, знакомство с интересными людьми вдохновляет сотрудников», — рассказала Оксана Резник, руководитель программ профессионального обучения Comunica. Компания стала регулярно проводить встречи с экспертами рынка, на котором работает, с руководителями крупных компаний нашей сферы, а также с нашими ключевыми клиентами. Еще компания приглашает блогеров и представителей СМИ для более глубокого понимания принципов взаимодействия с ними.
«Спикеры «чемоданов» — это наши добрые партнеры и друзья. На приглашения пока не было ни одного отказа — коллеги с удовольствием находят час времени, чтобы приехать пообщаться с нашей командой», — пояснила Оксана Резник.
В Softline работает «Корпоративный университет», который предлагает сотрудникам ряд образовательных программ (как технической, так и бизнес-направленности). Компания дает работнику возможность получить новые знания и навыки, которые он впоследствии направляет на достижение бизнес-результата и повышает эффективность своего труда.
Свобода: ставка на эффективность
Своеобразным способом мотивации является отсутствие четкого рабочего графика. Его может заменить, например, временной норматив — 40 часов в неделю — или определенное количество задач. Свободный график позволяет сотрудникам не нервничать, не отпрашиваться и не прерывать работу, чтобы решить личные проблемы, отвести детей в сад или в школу, посетить госучреждения, работающие с 9 до 18, и т.п.
«Зная, что на работе с пониманием отнесутся к твоим интересам и потребностям, сотрудники будут проявлять лояльность к компании и демонстрировать эффективность в профессии. Принцип простой — когда баланс соблюден, ты чувствуешь себя лучше и становишься еще более успешным. Это реально работает», — рассказала Анна Муромцева, talent-менеджер Amway.
Семья: фокус на ценностях
Семья — один из ключевых приоритетов человека, стоящий если не перед работой, то, очевидно, сразу позади нее. Поэтому поддержка семьи сотрудника, уважительное отношение к семейным ценностям, бонусы для семьи — хороший вариант мотивации, который по достоинству оценят работники.
Например, в корпоративном кодексе Русской школы управления прописано денежное поощрение, а также подарки по случаю первой регистрации брака и рождения детей. В коллективе есть негласная традиция накрывать стол по поводу прибавления в семействе.
«Отмечая главные корпоративные даты — Новый год и день рождения компании, мы традиционно организуем мероприятия не только для сотрудников, но и для их детей, в том числе творческие мастер-классы и игры с образовательным уклоном», — рассказала директор Русской школы управления Анастасия Боровская.
Детские конкурсы вообще распространены среди многих компаний. Интересный способ мотивации предложили в сети «Я любимый супермаркет» — в качестве приза победителю предлагалась фотосессия, которую в итоге выиграли все дети, участвующие в конкурсе. Сотрудники активно участвовали в съемке и провели весь день с детьми.
«Такой подход к мотивации сотрудников оказался более чем плодотворным, и персонал компании еще долго вспоминал про счастливый день», — рассказал Сергей Кузнецов, руководитель отдела внешнего обучения и развития персонала ГК АКИГ.
Спорт: забота о здоровье
Забота о здоровье сотрудников — это не только врач в офисе и ДМС. Многие компании поддерживают спортивные увлечения сотрудников. Это могут быть различные варианты, начиная с частичной компенсации абонемента в тренажерный зал и заканчивая бесплатными фитнес-программами, полной оплатой клубных карт и созданием собственных корпоративных спортивных команд.
Так, в «Лаборатории Касперского» открыт тренажерный зал с профессиональными инструкторами, есть групповые занятия по фитнесу, боксу, танцам, йоге и даже классической хореографии.
«Все эти занятия, так же как и сам спортзал, сотрудник по согласованию с руководителем может посещать в течение рабочего дня. На этажах в офисе расположены специально оборудованные комнаты с турниками, настольным хоккеем, есть мини-гольф. Помимо этого, в компании есть корпоративные команды по футболу, волейболу, боулингу и другим видам спорта. А еще мы компенсируем занятия фитнесом в других спортивно-оздоровительных клубах, таких как бассейн, танцевальная студия или фитнес-клуб», — рассказал Кирилл Ширяев, руководитель отдела подбора персонала «Лаборатории Касперского»
Интересной традицией в компании Polymedia является ежегодное покорение горных вершин.
«Так, в 2013 году команда Polymedia поднялась на Эльбрус, а в 2014 году сотрудники уже новым составом организовались в поход в Горный Алтай. Экспедиции были полностью поддержаны и профинансированы компанией. По словам ребят, в походе проявилось умение каждого работать в команде — в силу достаточно суровых условий ребята сильно сплотились, определился лидер, распределились роли. К тому же это оказалось хорошей проверкой своих сил и возможностей. Поход оказался во многом эффективным мероприятием для его участников», — рассказали представители компании.
Путешествие: глоток отдыха
Ничто так не мотивирует сотрудников, как бесплатный кратковременный отдых на курорте или в другой стране. Такая практика активно применяется многими компаниями и дает интересный эффект: кратковременные перемены позволяют сбросить напряжение, отключиться от проблем, но при этом не дают возможность полностью выпасть из рабочего процесса.
«В нашей компании, например, используется такой способ нематериальной мотивации сотрудников: в случае успешного квартала-полугодия компания вывозит сотрудников на 2 – 3 дня в теплые страны. Это и мотивирует, и сплачивает коллектив», — рассказала Анна Грибкова, PR-менеджер в RichartsMeyer.
Компания «Л’Этуаль» поощряет бесплатной поездкой на обучение в Париж всех сотрудников своих почти 900 магазинов, от продавцов до директоров, проработавших более года. Там в течение нескольких дней сотрудники знакомятся друг с другом, лично знакомятся со следующим уровнем начальства, получают знания о марках от производителей и многое другое.
«Конечно, в программе есть, например, посещение парижского Диснейленда или другие приятные вещи», — рассказала Юлия Капитанчук, партнер консалтинг-центра «ШАГ».
В Efes Rus работают Efes Quality Circles, или кружки качества. Этот проект поддерживается на глобальном уровне. В течение года локальные команды предлагают свои идеи по улучшению работы компании, а затем лучшие из них отбираются и воплощаются в жизнь. Команды-победители из различных регионов встречаются в Турции на ежегодном фестивале EQC.
«Фестиваль — это отличная площадка для обмена опытом и идеями, а также для знакомства с коллегами из разных стран. Фестиваль ежегодно собирает более 200 сотрудников с предприятий Efes Beer Group по всему миру», — рассказали представители компании.
Экзотика: отпуск на работе
Понятно, что специфика бизнеса накладывает свой отпечаток на программы мотивации, открывая новые возможности и варианты поощрения сотрудников. Интересный кейс придумали сотрудники Delivery Club. Бизнес компании не привязан к конкретному помещению, поэтому они поставили интересный эксперимент.
«Однажды летом мы вывезли два стратегически важных отдела — маркетологов и разработчиков — на 8 дней в Одессу, где компания сняла трехэтажный дом с Wi-Fi-интернетом. Отделы работали в обычном режиме — с 10:00 до 19:00, а в свободное время полноценно отдыхали на курорте. Затраты на еду и дорогу сотрудники покрывали из личных средств. Компания в поездке на 15 человек оплатила только проживание — 150 000 руб. (т.е. 10 000 руб. на человека)», — рассказала Светлана Иншакова, руководитель HR-департамента Delivery Club.
Смена обстановки на неделю, по словам Иншаковой, как «второе дыхание», способствует новым идеям и сплочению коллектива, заряжает энергией. KPI каждого отдельно взятого сотрудника в поездке превышен от 20 до 35%, и в течение трех месяцев после поездки KPI все еще был превышен, как после двухнедельного отпуска.
Игры и квесты: минута веселья
Не все компании находятся на подъеме и могут позволить себе оплачивать сотрудникам выезд или расширенный соцпакет. Однако при монотонной работе напряжение — как внутри отдельно взятого человека, так и в коллективе — растет. И задача руководителя — дать этому напряжению выйти любыми способами.
Оригинальную идею используют в издательском доме «Экстра-Балт». Компания купила в офис много небольших мягких игрушек.
«Когда усталость накатывает, то чай убирается под стол и начинаются полеты зверей во сне и наяву. Такое небольшое попадание в детство расслабляет людей и дает возможность улыбнуться на рабочем месте даже в сложной ситуации», — рассказала Екатерина Ивлева, генеральный директор ЗАО «Издательский дом «Экстра-Балт».
Для многих сотрудников очень важны социальные факторы, а именно работа в эффективной слаженной команде, сплоченный и дружный коллектив, возможность расширять круг знакомств, участвуя в крупных мероприятиях рынка.
«Мы предлагаем чаще устраивать неформальные мероприятия в нерабочее время или сессии тимбилдинга. Проявите немного фантазии — и даже с небольшим бюджетом вы сможете организовать интересное развлечение для коллег: к примеру, тематические вечеринки или стилизованную игру в «Мафию», — рассказал Роман Клевцов, генеральный директор Element Group.
Особой популярностью, по словам Клевцова, сейчас пользуются соревновательные «квесты»: нужно придумать ряд заданий, которые необходимо выполнить, чтобы собрать «ключи» и решить главную задачу. Такие мероприятия отлично работают на сплоченность коллектива и укрепляют командный дух и волю к победе — что особенно важно в кризис.
Все публикации спецпроекта «Кадровая политика во время кризиса: возможности и риски»