Число вакантных площадей на основных торговых улицах Москвы увеличилось за 2014 год (с января по декабрь) сразу на 4 п.п. — до 9%, сообщает РБК со ссылкой на данные JLL. На улицах «второго эшелона» — таких, как Маросейка или Большая Дмитровка — количество вакантных площадей выросло сразу на 10 п.п. — до 20%.
По данным JLL, на этом фоне снижается стоимость аренды: за три месяца (с октября 2014 года по январь 2015-го) максимальная ставка на главных улицах уменьшилась на 18% — до примерно $4,5 тыс. за 1 кв. метр в год, на «второстепенных» — на 9%.
Согласно рейтингу компании CBRE, топ-10 самых «пустых» улиц Москвы возглавил Ленинский проспект: здесь с января 2014 года по январь 2015-го предложение площадей увеличилось на 55% — до 14,6 тыс. кв. метров. Теперь на проспекте пустует около 28% торговых площадей. На втором месте — проспект Мира, он опустел почти на треть, предложение на данный момент составляет 9,1 тыс. кв. метров. Следом идет Тверская улица, где число вакантных площадей сейчас на 25% превышает уровень годичной давности (8,8 тыс. кв. метров).
«Чаще всего съехавшими арендаторами на главных торговых улицах оказываются банки, магазины одежды и обуви, а также кафе и рестораны», — прокомментировала консультант отдела исследований CBRE Елена Ключарова. По ее словам, на Тверской и Арбате закрыли точки такие крупные бренды, как Zara, Timberland, Escada, Adilisik, Pandora, «Связной» и «Русский стандарт».
Причиной закрытий стало расширение зон платных парковок, появление большого количества выделенных полос для общественного транспорта, а также нежелание собственников договариваться с арендаторами, заявил вице-президент по недвижимости группы «Связной» Илья Смирнов.
Ленинский проспект уже давно себя неважно чувствует, отметила старший консультант «Магазина Магазинов» Александра Романенко. «Помимо самой конфигурации проспекта, имеющего дублер, который не добавляет удобства подъезда, в последние несколько лет вблизи транспортной артерии открылось несколько крупных торговых центров», — сказала она. Так, с открытием ТЦ «Рио» с Ленинского «уехали» Carlo Pazolini, «Спортмастер», «М.Видео», Stokmann.
Отдельно стоящие магазины «М.Видео» в большинстве своем были открыты очень давно, и сейчас некоторые из них уже не подходят ритейлеру по формату, пояснил представитель торговой сети Антон Пантелеев. Кроме того, трафик в торговых центрах выше, чем на Ленинском проспекте, поэтому магазин переехал. С «Спортмастере» также сообщили, что небольшой магазин перестал соответствовать стандартам компании, которая ориентируется на крупные торговые объекты.
Сегмент ритейла, который уверенно открывает новые точки и формирует спрос на рынке коммерческой недвижимости, — это продовольственные сети. Например, «Перекресток Экспресс», закрыв магазин на Тверской, 4, открыл сразу два, но чуть подальше — на месте D-Style и, частично, «Белого Ветра». Площадь «М.Видео» на Ленинском проспекте заняла «Азбука вкуса», на части помещения «Спортмастера» открылся универсам «Дикси».
«В Москве на магистралях исторически ощущался дефицит помещений, пригодных для размещения магазина», — призналась представитель «Дикси» Екатерина Куманина. По ее словам, для размещения продуктового магазина формата «у дома» должно «совпасть» множество факторов. « В случае с Ленинским все сошлось — первая линия, оживленная магистраль, рядом остановки, жилые массивы, пешеходные дороги, нехватка продуктовых магазинов в шаговой доступности», — заключила она.
Одним из немногих положительных импульсов для рынка стрит-ритейла стало недавнее обновление пешеходных зон, на которые перефокусировался спрос арендаторов, отметила глава отдела стрит-ретейла JLL Светлана Ярова. «Наиболее перспективными выглядят Кузнецкий мост, Никольская, Пятницкая, Маросейка и Покровка», — перечислила она.
По прогнозам Яровой, за 2015 год основные показатели по вакантности не должны существенно измениться — в случае, если собственники будут готовы предложить лояльные условия и смогут максимально облегчить арендаторам затраты на переоборудование или техническое оснащение помещений по новым договорам аренды. При этом ставки аренды, учитывая экономическую ситуацию и девальвацию рубля, скорее всего, продолжат падать.