Специальные сборы с предпринимателей: за право заниматься торговлей, оказывать услуги общественного питания, транспортные и туристические — могут ввести в регионах России, заявил на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев.
Эти сборы могут появиться уже в 2015 году — Минфин готовит соответствующие поправки в Налоговый кодекс, сообщают «Ведомости» со ссылкой на главу министерства Антона Силуанова.
В то же время по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, это лишь предварительные предложения Минфина. Если премьер-министр сказал, значит, решение принято, отметила пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.
Сборы за право заниматься бизнесом — альтернативный способ наполнения бюджетов, вместо налога с продаж, который хотели ввести для поддержки регионов, но впоследствии отказались от этой мысли. Регионам нужно формировать собственную доходную базу, подчеркивают чиновники.
Местным властям предполагается дать широкие полномочия по определению ставок, ограничен будет лишь верхний предел. Ставки могут зависеть от натуральных показателей, характеризующих доходность бизнеса: например, для определения ставки сбора за право розничной торговли будут учитываться площадь торгового зала и месторасположение объекта; для общепита — площадь зала, количество мест и месторасположение; для перевозчиков — в рублях за один автомобиль.
По мнению Силуанова, эти сборы принесут меньше, чем налог с продаж — не 200 млрд рублей в год, а 50 – 70 млрд. Зато их будет проще собирать, чем налог с продаж.
Такие сборы уже существовали в России в середине 1990-х гг. — под лозунгом «Берите столько суверенитета, сколько сможете», регионы вводили самые экзотические налоги: за местную футбольную команду, за использование иностранных слов в заголовках и проч.
Больших доходов они не давали, вспоминают эксперты, но сильно раздражали предпринимателей, поэтому в 1999 – 2000 гг. большая их часть была заменена налогом с продаж, который отменили в 2004 году.Стоит отметить, что сборы — при разумных, обоснованных ставках — не так повлияют на инфляцию, как налоги: налог с продаж платился бы ежемесячно, и его размер зависел бы от выручки, так что магазины 100-процентно переложили бы его на потребителей. Сбор же — единоразовый и фиксированный, он не дает большой нагрузки на предпринимателей и, если и транслируется в цены, то не полностью.