Продажи смартфонов под брендами российских операторов связи устойчиво растут, сообщает РБК со ссылкой на исследование J’son&Partners Consulting.
В 2012 году такие устройства занимали 1,2% рынка, в 2013-м — уже 6,3%. Правда, в 2014-м доля снизилась до 5,4%, но этот сегмент будет расти, уверен глава департамента сотовой связи и цифровых устройств J’son&Partners Евгений Альминов.
Российские операторы используют отличную от западной модель продаж «своих» смартфонов, рассказала представитель «Связного» Мария Заикина. Так, в США сотовые компании продают устройства по низкой цене, но зарабатывают на долгосрочных контрактах на мобильную связь с абонентской платой — у россиян такая схема не популярна.
«У нас операторы незначительно субсидируют покупки, но предлагают смартфоны в бюджетных сегментах», — отметила Заикина. По ее словам, это способствует замещению обычных телефонов на смартфоны, часто бонусом идет интернет-пакет. По данным «Связного», в 2014 году смартфоны «от оператора» стоили в основном до 3 тыс. рублей.
По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, есть две модели продаж брендированных устройств.
Во-первых, дешевый смартфон может продаваться настроенным для работы в сети конкретного оператора: если он от МТС, то SIM-карта «МегаФона» или «Вымпелкома» в нем работать не будет. Правда, МТС без проблем «разлочит» телефон, если пользователь захочет вставить «чужую» SIM-карту.
Вторая модель — смартфон продается с большой скидкой, но чтобы приобрести его по такой цене, клиент должен докупить также пакет услуг на какое-то время — обычно два-три месяца, период оплачиваемых услуг зависит от цены устройства.
По словам Солодовникова, в 2014 году МТС оказалась лидером по продажам операторских смартфонов в России — и в рублях, и в штуках, доля бренда МТС в продажах устройств в собственной рознице достигла почти 20%. При этом больше половины проданных в салонах МТС устройств стоили до 5 тыс. рублей.
Устройства от «Мегафона» —смартфоны и планшеты — представлены под маркой Login, с начала 2013 года компания продала уже 1,5 млн таких гаджетов, заявила представитель оператора Алия Бекетова.
«В апреле 2013-го мы вывели на рынок собственный смартфон MegaFon Login по самой низкой цене — 1,99 тыс. рублей, заставив других продавцов и производителей снижать стоимость своих устройств», — сказала она.
В 2012 году собственные смартфоны и планшеты составляли 8,8% в общих продажах этих устройств оператором, в 2013-м — 24%, в 2014-м — 26%. Наиболее быстрорастущая категория в салонах «МегаФона» — мобильные устройства в ценовом диапазоне до 5 тыс. рублей.
В «Вымпелкоме» информацию об объемах продаж собственных мобильных устройств раскрыть отказались. «В состав пакетного предложения, помимо устройства, входил и комплект услуг на несколько месяцев», — заявили в компании. При этом общая стоимость не превышала 3 тыс. рублей.
Конкуренция на рынке бюджетных смартфонов и планшетов в 2014 году заметно выросла за счет прихода в Россию китайских производителей. Лидеры рынка — Apple, Samsung, LG, Sony, HTC — начали уступать молодым B-брендам — Huawei, Lenovo и др. По оценкам J’son&Partners, за 2012 – 2014 гг. совокупная доля лидеров в продажах смартфонов в штуках сократилась с 91,3 до 57,2%, а суммарная доля B-брендов выросла до 37,4%.
При этом увеличивается ценовой разрыв. В 2012-м средняя цена традиционных производителей была в 1,9 раза выше, чем у B-брендов, и в 2,7 раза выше, чем у собственных устройств мобильных операторов. К 2014-му эти показатели возросли до 2,7 и 6,8 соответственно.