Бизнесу не нужны архаичные банки. Ему нужна понятная, удобная и, желательно, мобильная инфраструктура, которая позволит заниматься развитием компании, не отвлекаясь на рутину и детали. По моему убеждению, выиграют те банки, которые раньше других осознают это и дадут своему клиенту искомое. В Финансовой группе «Лайф» мы пошли по этому пути и предложили клиентам-юрлицам новые возможности для их бизнеса.
Кто такой современный предприниматель? Это человек, который выполняет множество ролей и функций. Зачастую это и директор, и менеджер по продажам, и бухгалтер, и юрист, и грузчик — и все это в одном лице! Ежедневно погружаясь в кучу проблем, занимаясь важной, но все же рутиной, предприниматель часто не успевает думать о не менее важных вещах: о развитии бизнеса, анализе рынка, поиске новых контрагентов и так далее. Первостепенно важным для него для него становится время — основная ценность современного человека.
К сожалению, большинство банков — это все такие же неповоротливые финансовые институты, как и несколько лет назад, зарегулированные и замкнутые на себе. Современные банки в основном нацелены на поддержку внутренних процессов. Требования регулятора диктуют необходимость осуществления большого количества операций, которые абсолютно не интересны клиенту, но навязаны регламентом. Современные банки чаще не помогают, а лишь отнимают время на выполнение непонятных, чуждых клиенту действий, забывая, что предприниматель хочет заниматься своим бизнесом, а не общением с банком.
Большинство отделений по обслуживанию МСБ работает всего пять дней в неделю, с 9 до 18 часов; максимум до 20.
Но если у вас есть свой бизнес, то вы точно знаете, что в восемь часов вечера рабочий день предпринимателя еще в полном разгаре. Бывает, что владелец бизнеса практически не спит: днем он может развозить товар, а ночью заниматься документацией, платежками и другой подобной работой. Мое мнение: необходимость быть «под рукой» круглые сутки, становиться понятнее и избавлять своего клиента от рутины — это реальный вызов для банков. И здесь на помощь приходят технологии.В наш мобильный век практически всех охватила гаджетомания. Чуть ли не в геометрической прогрессии растет количество новых мобильных сервисов и приложений. Смартфон и планшет становятся неотъемлемыми спутниками современного человека, его важнейшими каналами коммуникаций с внешним миром. Исследования ведущих мировых агентств подтверждают, что доля мобильных каналов продаж и обслуживания в мире стремительно растет:
По данным исследований Markswebb Rank & Report за 2013 год, российские предприятия дистанционно совершают примерно 70% платежей. Многие аналитики считают, что в ближайшее время использование банками мобильных технологий станет еще популярнее благодаря появлению совершенно новых приложений для всех основных платформ — iOS, Android и Windows Phone. Тенденции налицо: это то стратегическое направление, куда мы идем. И правильно будет использовать возможности мобильных устройств по максимуму.
Предприниматели уже оценили достоинства новых технологий. По данным Parallels, в прошлом году российский малый бизнес потратил более 7 млрд рублей на ПО обмена файлами и мгновенными сообщениями, бухгалтерского учета, резервного копирования, хранения данных, управления отношениями с клиентами (CRM), управления персоналом, расчета заработной платы и конференц-связи.
Одна из самых больших статей расходов среди онлайн-сервисов — это бизнес-приложения. На данный момент онлайн-приложениями (как бесплатными, так и платными) пользуются две трети российских компаний МСБ. По этому показателю Россия находится в одном ряду с развитыми рынками облачных услуг США и Германии, где доля бизнес-приложений составляет примерно 70%.
Соединив воедино эти два аспекта — потребности предпринимателей и мировые тренды, мы в ФГ «Лайф» решили предложить нашим клиентам несколько полезных сервисов, которые помогут им успешно вести бизнес. В основе этих сервисов лежат два принципа: технологичность и персональный подход.
Полнофункциональный мобильный банк для бизнеса в виде мобильного приложения — это способ быть на связи с банком и дистанционно осуществлять все операции 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Предприниматель может смотреть остатки по счетам и выписки по выбранному счету, создавать платежные поручения, используя технологию электронно-цифровой подписи. А приложение «Фотоплатежи» позволяет ему производить оплаты «на ходу», без заполнения реквизитов. Все, что нужно сделать предпринимателю — сфотографировать платежку и отправить ее нашему менеджеру, который введет все необходимые данные и пришлет документ на подпись (опять же цифровую). Все это сводит к минимуму необходимость тратить время на личное посещение офиса банка. Работать можно откуда угодно.
Все больше наших граждан оценивают преимущества оплаты покупок и услуг пластиковыми картами. Но, к сожалению, позволить установить себе кассовый терминал может далеко не каждый предприниматель, особенно если это владелец совсем маленького бизнеса. На помощь в этой ситуации приходит мобильный эквайринг: речь идет о возможности принимать карты к оплате в любом месте, где есть интернет, с помощью мобильного устройства — телефона или планшета — и подключенного к нему специального кардридера.
В этом году в российское законодательство внесены изменения, по которым продавцу вменяется в обязанность обеспечить каждому потребителю возможность безналичной оплаты. А с 1 января 2015 года магазины уже начнут штрафовать за отказ принимать к оплате карты. Предвидя это, мы предложили нашим клиентам обратить внимание на плюсы мобильного эквайринга и начать использовать эту технологию в своих компаниях. Для этого в рамках тарифных планов для бизнеса мы распространяем терминалы мобильного эквайринга LifePay.
Сейчас уже более 35 тыс. терминалов LifePay используется в малом бизнесе. Кроме того, эта система позволяет предпринимателю в режиме реального времени видеть, кто из продавцов работает неэффективно.
Все отдельные мобильные сервисы были бы бессмысленны, если бы они не имели общей оболочки в виде сервиса LifePAD и персонального менеджера.
LifePAD — это мобильная платформа, наполненная полезными для предпринимателя решениями и приложениями (в том числе и нашими). Разрабатывая сервис LifePAD, мы реализовали концепцию «экосистемы» — удобной, комфортной и ненавязчивой инфраструктуры, которая помогает вести бизнес.
Частью этой инфраструктуры является персональный менеджер (мы называем таких специалистов ПЕРСами). ПЕРС — это человек, через которого клиент взаимодействует с банком, чья визитка хранится у него в бумажнике, который знает все о бизнесе своего клиента. Но не все так просто. За ПЕРСом стоит большая команда специалистов самого широкого профиля: юристов, экономистов, HR-коучей и других профессионалов, которые в лице ПЕРСа обслуживают бизнес клиента. Так, например, через ПЕРСов мы предлагаем предпринимателям услугу финансовой диагностики их бизнеса, мониторинг качества сервиса и другие услуги. И общаться со своим ПЕРСом клиент может, в том числе, и через специальное приложение на LifePAD.
Стремясь облегчить жизнь предпринимателям (у которых она и так нелегка, особенно в нынешней экономической ситуации), мы постоянно ищем для них новые возможности. И на этом пути нет предела совершенству.
(По выступлению автора на форуме «IT-лидер»)